История капоэйры

Капоэйра зародилась в Бразилии в эпоху колониальных завоеваний и рабовладельческого строя, приблизительно в первой половине XVI столетия, среди выходцев из чёрного континента – Африки. В то время португальские колонисты повсеместно использовали труд рабов-африканцев на плантациях Бразилии, потому что коренное население Южной Америки мало подходило для тяжелого физического труда на тростниковых полях. К тому же, близость родных лесов повышала риск бегства индейцев. В связи с этим, португальцы активно завозили невольников со своих колоний в Африке, располагавшихся на территории современной Анголы и Мозамбика. Именно в среде чернокожих рабов капоэйра появилась как средство сопротивления рабовладельцам.

Капоэйра того времени была мало похожа на современную. Вот письменное описание немецкого художника Рюгендаса, автора картины “Капоэйра, танец войны” (“Capoeira, danse de la guerre”):

800px-rugendasroda1

Йоганн Мориц Рюгендас, «Капоэйра, танец войны»

“У негров есть еще одно воинственное развлечение, куда более опасное – капоэйра: два участника бросаются друг на друга, пытаясь ударить головой в грудь противника, которого пытаются сбить с ног. Нападения избегают в равной мере ловкими уклонами в стороны и уловками, но бросаясь друг на друга, они случается с такой большой силой ударяются головами, что не редко игра превращается в драку, и в ход идут ножи, заливая спорт кровью”.

В этом описании нет акробатических прыжков, движений на земле, ударов ногами и беримбау. В те дни капоэйру сопровождали только атабак (похожий на барабан-конго), хлопки в ладоши и пение, как показано на рисунке Рюгендаса.

В 1814 году любые формы культурной самоидентификации чернокожего населения повсеместно стали запрещаться. Под запрет также попала и капоэйра… Мастер Нештόр Капоэйра в своей книге «Маленькая книга о капоэйре» называл следующие причины:

  • она придавала африканцам национальное чувство;
  • она развивала уверенность в себе у практиков капоэйры;
  • она создавала маленькие сплоченные группы;
  • она создавала опасных и быстрых бойцов;
  • иногда рабы увечили друг друга во время игры, что было нежелательно с экономической точки зрения.

Толчком для запрета послужило прибытие в Бразилию в 1808 году португальского королевского дома во главе с кронпринцем Доном Жоао VI, впоследствии ставшего королём.

В 1888 году вышел судьбоносный для черного населения «Золотой закон» отменяющий рабство. С одной стороны, негры стали свободными, с другой – вчерашние рабы, не имевшие образования, не знали, как адаптироваться к новым для них условиям.

Волны чернокожих малограмотных людей двинулись в большие города, а вместе с ними в города пришла и капоэйра, быстро ставшая оружием грабителей, рэкета и прочего криминалитета. Это привело в 1882 году к принятию закона, запрещающего практику капоэйры. Впоследствии были созданы специальные подразделения полиции для борьбы с капоэристами. По иронии судьбы, ответственным за эту борьбу был назначен Сампайу Фэрраз, который сам был отличным практиком капоэйры. Этот период дал целую плеяду известных капоэйристов, которые до сих пор живут в песнях и легендах: Безору Мангагна, Мандука да Прайа, Мария Дози Оменс, Нессименто Гранде.

Следующая веха в развитии капоэйры неразрывно связана с двумя мастерами – мастером Бимбой и мастером Паштинья.

Мануэл дос Рейс Машаду (Manuel dos Reis Machado, 1900-1974) известный миру капойэры как мастер Бимба в 1930 году организует показательные выступления во дворце губернатора Сальвадора, Хураси Магалайса. Именно после этих выступлений была инициирована отмена запрета на капоэйру. Спустя два горда в Сальвадоре мастер Бимба открывает первую официальную школу капоэйры Акадѐмия Эскола де Култура Режионал (Academia-escola de Cultura Regional), в которой преподаёт свой авторский стиль капоэйры названый Региональная борьба Баии (Luta Regional Baiana). Он же первый кто внёс аттестацию (форматуру) в капоэйру.

Мастер Паштинья, настоящее имя Винсенте Ферейра Джоаким Паштинья (Vincente Joaquim Ferreira Pastinha, 1889 – 1981) организовал в 1941 году свою школу, послужившая началом направления в капоэйре известным как Капоэйра Ангола. Считается, что именно Капоэйра Ангола сохранила в себе традиции капоэйры начала века. Также мастер Паштинья первым ввёл форму для практики капоэйры: футболку жёлтого цвета и черные штаны.

Мастера Бимба и Паштинья были не единственными выдающимися мастерами, и далеко не все современные мастера капоэйры ведут свою преемственность от них. Но именно с этих двух мастеров начинается отсчёт в современной капоэйре.